Апокалипсис откладывается: новый антибиотик дарит надежду
Возможно вас заинтересует
Ученые разработали новый метод для лечения послеоперационной боли. Неопиоидный пластырь применяется локально и обеспечивает обезболивающее действие в течение четырех дней.
В феврале 2020 года в США поступил в продажу новый антибиотик Fetroja® (Фетроя), который в исследованиях проявил высокую активность против самых живучих или резистентных бактерий. В Европе его одобрили чуть позже. В начале весны 2020 года...
Учёные из Гарвардского института Висса по биоинженерии совместно со специалистами из школы инженерии и прикладных наук Джона Полсона разработали новую методику доставки иммуностимулирующих наночастиц в лёгкие.
Исследователи из онкологического центра им. М. Д. Андерсона создали информационную базу данных о взаимодействии лекарственных препаратов с белками раковых клеток. Этот ресурс облегчит разработку наилучшей стратегии лечения онкологии. База данных...
Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) выдало разрешение на использование нового препарата brexucabtagene autoleucel (Tecartus), сделав его первой одобренной химерной антигенной рецепторной (CAR) Т-клеточной терапией для лечения...
Проблема устойчивости патогенных бактерий к антибиотикам приобрела угрожающий характер. Уже сейчас во всем мире из-за резистентности бактерий умирает до 700 000 человек ежегодно. По прогнозам, если не будет разработано кардинально новых антибактериальных препаратов, к 2050 году каждый год от инфекций, вызванных резистентными бактериями, будет умирать 10 000 000 человек.
К счастью наука не стоит на месте, и решение проблемы уже близко. Острота проблемы, безусловно, снизится и вопрос резистентности хотя бы временно будет решен, когда выйдет Цефидерокол (Cefiderocol) — первый за много лет антибиотик, прекрасно справляющийся со множественноустойчивыми патогенами.
Новый класс антибиотиков, первым представителем которого стал Cefiderocol, показал высокую эффективность в отношении карбапенем-устойчивых грамотрицательных микроорганизмов in vivo (в живом организме). Цефидерокол относится к классу сидерофор-антибиотиков. Это совершенно новый тип соединений, использующий естественные механизмы питания бактериальной клетки для проникновения в нее, минуя защитные барьеры.
Что такое сидерофор-антибиотики и в чем их инновационность?
Сидерофоры — это особые белковые соединения, вырабатываемые бактериями для того, чтобы поглощать из окружающей среды необходимое им для жизни, развития и размножения железо.
Сидерофоры, выйдя из бактериальной клетки, захватывают молекулы железа, а затем снова поглощаются микроорганизмами. Если соединить молекулу синтетического сидерофора с молекулой антибиотика и добавить к этому комплексу железо — бактерии активно начинают такой комплекс поглощать.
Внутри клетки в процессе разрыва связи белка с железом высвобождается и молекула антибиотика, становясь активной. Воздействуя на целевые структуры внутри бактериальной клетки, антибиотик убивает ее. При этом никакие защитные механизмы бактерий не могут остановить этот процесс.
Хосе Менса Пуэйо, консультант-микробиолог в отделении инфекционных заболеваний клиники Барселоны так охарактеризовал значимость появления нового препарата: «Это, безусловно, самая многообещающая разработка, которую мы видели до сих пор. Прошедшее десятилетие не было отмечено ничем примечательным с точки зрения инноваций в лечении вырабатывающих карбапенемазу энтеробактерий (CPE-бактерии), но надежда вернулась. И вскоре будут готовы к серийному выпуску очень интересные решения, которые помогут улучшить результаты лечения пациентов».
CPE-бактерии трудно лечить, потому что они либо инактивируют антибиотик, либо делают свою мембрану непроницаемой для него. Цефидерокол интересен тем, что проникает в бактерии не только в поры клеточной стенки, но со всех сторон, путем прикрепления к белкам-переносчикам железа, которые необходимы бактериям для выживания. Как только бактерии поглощают эти белки, они также поглощают и антибиотик, который их убивает. «Cefiderocol — это совершенно новое и уникальное решение. С клинической точки зрения это очень хорошо», — добавил Пуэйо.
Почему прогресс в создании новых антибиотиков такой медленный?
Прогресс в поиске новых лекарств напрямую связан с инвестициями фармацевтических компаний. Например, лечение СПИДа почти полностью зависит от поддерживающей ретровирусной терапии, которая может длиться десятилетиями. «СПИД считается хроническим заболеванием в течение 20-30 лет. Прямой противовирусный препарат убил бы болезнь намного быстрее. Но с экономической точки зрения фармацевтическим компаниям это не так интересно», — отметил Хосе Менса Пуэйо.
«Примерно такая же ситуация и с антибиотиками. Они не приносят таких огромных сверхприбылей фармацевтическим гигантам, и потому деньги на их разработку выделяются по остаточному принципу. Но это апокалиптическое видение, в котором все закончится в 2050 году, и не будет никаких лекарств, которые могли бы помочь, и мы все умрем, совершенно неверно. Работы ведутся, и они уже приносят свои положительные результаты. Новые антибактериальные препараты будут появляться, и проблема резистентности будет преодолена», — заключил он.