Новый метод иммунотерапии рака разработан в Голландии

Новый метод иммунотерапии рака разработан в Голландии

Иммунные клетки убивают раковые клетки, поглощая их. В свою очередь, клетки злокачественных опухолей, чтобы избежать этого, выработали особый механизм маскировки от иммунной системы. Они посылают лимфоцитам особые сигналы, которые современные биологи называют «не ешь меня». 

Ученые Онкологического института Нидерландов по руководством иммунологов Тон Шумахера и Ференца Ширена обнаружили новый метод подавления сигнала «не ешь меня» и, следовательно, нашли новую мишень для иммунотерапии рака.

4 марта 2019 года исследователи опубликовали статью на эту тему в научном журнале Nature Medicine .

иммунотерапия рака в европе

Что такое сигнал «не ешь меня»?

Различные типы иммунных клеток имеют разные стратегии борьбы с раковыми клетками. 

Так, например, лимфоциты убивают раковые клетки, поглощая их и растворяя. Раковые клетки могут предотвратить это, создавая особые белки на своей поверхности, которые воспринимаются иммунными клетками как блокирующие сигналы. Одним из примеров такой защиты клеток опухоли как раз и будет сигнал «не ешь меня». Официально он именуется белком CD47, который гарантирует, что раковая клетка остается живой.

Исследователи во всем мире сейчас ищут лекарства, чтобы блокировать этот вариант сигнала «не ешь меня». Один из способов сделать это — воздействовать на поверхность опухолевой клетки, связывая молекулы CD47 специфическим антителом.

Этот метод блокирования сигнала CD47 в настоящее время клинически разрабатывается и показывает многообещающие результаты для лечения онкологических заболеваний. Но есть и определенные проблемы использования этого метода, такие как побочные эффекты в виде уменьшения количества эритроцитов. Кроме того, пациентам требуется еженедельное внутривенное введение, чтобы адекватно блокировать молекулы CD47 на раковых клетках.

Есть ли более эффективные и более безопасные пути заблокировать сигнал «не ешь меня» от клеток опухоли? 

Для ответа на этот вопрос биолог-аспирант Майке Логтенберг, ведущий автор статьи, наладил сотрудничество с экспериментальным генетиком Тейном Бруммелкампом, который использует уникальный метод для картирования генетической регуляции любого желаемого белка в клетке. «С помощью этого метода проверки вы можете найти новые цели»,— говорит Майке Логтенберг.

иммунотерапия рака в европе

Новый метод блокировки сигнала CD47

Совместно с иммунологами Бруммелкамп проверил CD47, который также играет роль в здоровых клетках в качестве проверки иммунной системы, и обнаружил, что в формировании сигнала «не ешь меня» важную роль играет фермент QPCTL.

Фермент QPCTL особым образом изменяет структуру белка CD47, после чего тот и становится переносчиком блокирующего сигнала. И без участия молекулы QPCTL белок CD47 больше не способен обеспечивать безопасность раковых клеток.

Руководитель исследования Тон Шумахер сказал: «В сотрудничестве с группами Джанетт Лойзен (UMC Utrecht) и Тимо Ван Ден Бера (Sanquin Research) мы показали, что, как только мы подавляем активность этого фермента, мы немедленно блокируем сигнал «не ешь меня». Определение этой новой мишени особенно важно, потому что вещества, которые мы можем использовать для ингибирования фермента QPCTL, вероятно, будут иметь серьезные преимущества по сравнению со стратегиями, которые в настоящее время разрабатываются в клинических условиях для ингибирования сигнального пути CD47».

иммунотерапия рака в европе

Например, с ингибитором QPCTL становится легче контролировать, как долго вы хотите блокировать сигнал. Кроме того, для блокирования фермента можно использовать так называемые низкомолекулярные ингибиторы. А их удобнее использовать и легче вводить, чем антитела. И еще один очень важный момент заключается в том, что ингибиторы фермента QPCTL не будут ингибировать молекулы CD47 на здоровых эритроцитах, которые пациент получает во время переливания крови для борьбы с анемией.

Исследователи ожидают, что ингибиторы QPCTL будут доступны для тестирования в клинических исследованиях в ближайшие годы. Ожидается, что первые клинические испытания будут проведены у пациентов с раком крови в одном из крупных центров онкологии в Европе.