Олапариб «Линпарза» может продлить жизнь больных с раком поджелудочной железы в два раза

Олапариб «Линпарза» может продлить жизнь больных с раком поджелудочной железы в два раза

Пациенты с метастатическим раком поджелудочной железы с мутацией гена BRCA скоро получат новую схему лечения, которая способна замедлить, а иногда и остановить прогрессирование заболевания. Новая схема основана на использовании Олапариба (Lynparza®, AstraZeneca), эффективность которого подтверждена в ходе клинических исследований III фазы.

В чем важность новой схемы

Стандартом лечения метастатического рака поджелудочной железы в настоящее время остается химиотерапия с применением либо схемы FOLFIRINOX, либо гемцитабина с паклитакселом. Они связаны со средним выживанием без прогрессирования приблизительно в 6 месяцев и со средней общей выживаемостью всего 8-12 месяцев.

Более того, менее 50% пациентов в конечном итоге получают терапию второй линии, и в настоящее время нет целевых методов лечения пациентов на основе биомаркера заболевания, которые были бы подтверждены в клинических исследованиях III фазы.

Но новое исследование, включающее таргетированную лекарственную терапию, продемонстрировало, что возможно значительно замедлить его прогрессирование, поскольку треть пациентов, получавших лекарство, еще живы, спустя два года с начала клинических испытаний.

Как работает олапариб

Олапариб — ингибитор фермента поли (АДФ-рибоза)-полимеразы (PARP), который уже одобрен для применения при раке яичников и молочной железы у пациентов с мутациями гена BRCA по зародышевой линии. 

В исследовании специально рассматривались пациенты с мутациями гена BRCA, которые увеличивают шансы заболеть раком поджелудочной железы, яичников, простаты и молочной железы. Это как раз та причина, по которой у актрисы Анжелины Джоли была проведена профилактическая двойная мастэктомия.

лечение рака поджелудочной железы за рубежом

Мутация BRCA влияет на способность организма восстанавливать повреждения ДНК, связанные с целым рядом факторов:

  • избыток солнечного света;
  • воздействия асбеста;
  • повышенный радиационный фон;
  • длительный контакт с химическими канцерогенами;
  • и т.д.

«Нормальные клетки в состоянии восстанавливать свою ДНК, но клетки, имеющие мутацию, не способны «ремонтировать» это повреждение, и они, в итоге, начинают расти ненормально, формируя раковую опухоль», — говорит Хеди Л. Киндлер, доктор медицинских наук, медицинский директор клиники желудочно-кишечной онкологии Чикагского университета.

Фермент PARP помогает поврежденным клеткам восстанавливаться. А ингибиторы PARP снижают возможность клетки к восстановлению. И поскольку раковые клетки с дефектами гена BRCA уже имеют плохую систему репарации, воздействие на них с использованием ингибитора PARP усугубляет повреждение и в конечном итоге убивает их.

Результаты и оценка исследования

Хеди Киндлер и ее коллеги провели исследование у пациентов, которым была проведена химиотерапия на основе платины, разделив их случайным образом на две группы.

Исследователи обнаружили, что у пациентов, которым вводили олапариб, средняя выживаемость без прогрессирования заболевания (PFS) составляла 7,4 месяца по сравнению с 3,8 месяцами при использовании плацебо. Это соответствует снижению риска прогрессирования онкологического заболевания или смерти на 47%.

лечение рака поджелудочной железы за рубежом

При этом, у двух пациентов в группе олапариба наблюдался полный ответ (уменьшение размеров опухоли с исчезновением клинической симптоматики), который подтверждался анализами и инструментальными исследованиями.

Киндлер заявила на пресс-конференции, что после химиотерапии на основе первой линии платины олапариб «должен стать новым стандартом лечения пациентов с метастатическим раком поджелудочной железы, у которых есть мутация BRCA по зародышевой линии».

Она добавила, что результаты были «поистине замечательными», и исследование «открывает дверь в новую эру персонализированного лечения этого очень плохо поддающегося лечению рака».

Ричард Л. Шильски, доктор медицины, старший вице-президент и главный медицинский директор ASCO, прокомментировал результаты так: «Это действительно захватывающие данные, которые, я уверен, в корне изменят эффективность лечения, по крайней мере, для этой группы пациентов с раком поджелудочной железы».

Сюзанн Коул, доктор медицины, медицинский онколог из Юго-Западного медицинского центра UT в Далласе, сказала: «Это исследование представляет собой огромный шаг вперед. Это первый случай, когда целевое лекарственное средство успешно останавливает рост метастатического рака поджелудочной железы у людей, которые несут мутацию BRCA».